MVP: как и зачем создавать минимально жизнеспособный продукт
Как протестировать бизнес-идею и не прогореть.
Как протестировать бизнес-идею и не прогореть.
Придумали проект, но сомневаетесь в его рентабельности и опасаетесь вкладывать средства? Попробуйте запустить сначала минимально жизнеспособный продукт (MVP). Это решение позволит оценить спрос и понять, нужен ли людям ваш проект. В статье рассказываем, что такое MVP, как он работает и как его создать.
Минимально жизнеспособный продукт (MVP, от английского minimum viable product) — это версия продукта с базовым функционалом, которая решает ключевую проблему пользователей. Его цель — быстро выйти на рынок с минимальными затратами, проверить гипотезы и собрать обратную связь.
Например, предприниматель Ник Свинмерн начинал с продажи кроссовок в интернете. Он сделал простой сайт и выкладывал на нём фотографии обуви из супермаркета, а когда приходил заказ, выкупал нужную пару и отправлял почтой. Так Ник протестировал свою идею. Сейчас он владеет популярным онлайн-магазином Zappos, в котором продаётся одежда и обувь мировых брендов.
Главное, что даёт тестирование MVP, — это экономия времени и денег. Бизнесу не нужно сразу разрабатывать полноценный продукт и вкладывать ресурсы в то, что может оказаться невостребованным.
Какую ещё пользу приносит MVP проекта:
Как оценить окупаемость инвестиций, читайте в статье «Коэффициент ROI: что это и как правильно его рассчитать».
MVP в бизнесе можно реализовать по-разному. Всё зависит от вашей цели, бюджета и специфики самой идеи. Рассмотрим основные варианты.
MVP с одной ключевой функцией. Это продукт с единственной, но самой важной фишкой. С ним вы проверите, решает ли ваша задумка проблему пользователей.
Пример: приложение для аренды самокатов. На старте в нём нет дополнительных функций: абонемента, личного кабинета с бонусной системой, оплаты разными способами. Но если люди активно пользуются таким MVP, значит, идея рабочая — можно развивать дальше.
MVP с ручным обслуживанием. Прежде чем создавать автоматизированный сервис, подготовьте версию продукта, в которой всё делается вручную. Так вы исследуете спрос без затрат на разработку.
Пример: сервис помощи с переездом. Клиенты оставляют заявки через Яндекс Форму, а владелец бизнеса лично их обрабатывает и отправляет грузчиков по адресам. Если поток заказов растёт, можно автоматизировать процесс — разработать сайт с калькулятором для подсчёта стоимости и онлайн-оплатой.
MVP с «фейковой» автоматизацией. Клиенты думают, что взаимодействуют с программой, но на самом деле за кадром всё делают люди. С таким решением вы создаёте иллюзию готового продукта, чтобы протестировать его функционал.
Пример: чат-бот, который консультирует по вопросам правильного питания. В нём пользователям отвечает не искусственный интеллект, а живой человек. MVP подсветит основные проблемы, с которыми люди приходят в чат, и поможет определиться с функциями бота — какие запросы он должен уметь решать.
MVP из готовых решений. Это когда сайт или мобильное приложение быстро собирается с помощью сервиса-конструктора, в котором уже есть готовые шаблоны. Или бизнес выбирает использовать облачные сервисы, а не делать свои с нуля. Не придётся привлекать команду разработчиков, платить им и ждать результата полгода-год.
Пример: онлайн-школа японского языка. Владелец не спешит вкладываться в собственную платформу, а использует Яндекс Телемост для проведения уроков и Диск для хранения обучающих материалов.
MVP с предзаказом. Продукт выставляют на продажу, когда его фактически ещё нет. Это позволяет убедиться в том, что у людей сформировалась потребность и они готовы купить то, что вы предлагаете.
Пример: курс по фотосъёмке с предзаписью. Эксперт ещё не записал обучающие видеоуроки, но на сайте уже висит примерная программа и кнопка «Записаться». Если соберётся достаточное количество заявок, значит, спрос на продукт есть.
Главное при выборе MVP — не усложнять и вовремя остановиться. А для этого нужно чётко определить, чего будет достаточно, чтобы выйти на рынок и донести ценность своей идеи до аудитории.
MVP часто путают с PoC (от английского proof of concept — «доказательство концепции») или прототипом продукта. MVP — это минимальный, но уже рабочий продукт для первых пользователей. PoC — это тестирование технологии или идеи без выхода к клиентам.
Если MVP отвечает на вопрос: «Будут ли люди этим пользоваться?», то PoC даёт ответ на вопрос: «Возможно ли это сделать?». PoC помогает понять, можно ли технически реализовать идею: его используют для внутренних тестов, показа инвесторам или для эксперимента в фокус-группе, но не для широкого круга клиентов.
Если смотреть по хронологии: PoC создают раньше — на стадии постановки гипотезы, а MVP — это следующий этап, когда продукт готовят к выпуску.
Разработка MVP — важный для бизнеса процесс, который помогает проверить идею с минимальными рисками. Разберём ключевые этапы.
На этом этапе нужно понять, насколько актуальна проблема, которую решает продукт, сколько людей готовы за него платить. Что делаем:
Читайте также: «Как знание целевой аудитории поможет сделать бизнес эффективнее».
Переходим к работе над самим продуктом. Здесь тоже несколько важных стадий:
Это самый интересный этап: решается судьба проекта в целом.