Как составить календарный план проекта: инструкция для бизнеса
С чего начать работу, когда списка задач недостаточно
С чего начать работу, когда списка задач недостаточно
Чтобы превратить идею нового проекта в понятный набор действий, нужен календарный план. Без него легко запутаться, кто, что и когда должен делать, пропустить важные шаги и не уложиться в сроки. По сути, это ваш главный инструмент, чтобы держать проект под контролем и довести его до конца без авралов.
Календарный план — это список задач по конкретному проекту. Отличается от стратегического и финансового тем, что фокусируется на сроках и последовательности действий, а не на долгосрочных целях или окупаемости бизнеса.
Основные задачи календарного плана:
Рассмотрим на примере из малого бизнеса, какие шаги включает в себя подготовка.
Разбить проект на ключевые этапы. Это превращает абстрактную цель в понятный план действий.
Сеть магазинов детской одежды в Новокузнецке состоит из двух точек. Владелица бизнеса Алёна решает открыть ещё один магазин в более крупном городе — Новосибирске.
Алёна определила несколько крупных этапов: снять помещение, нанять персонал, заказать одежду, запустить рекламу. Теперь каждый из них надо расписать по шагам. Например, вот какие действия включает в себя аренда помещения: определить критерии поиска, найти варианты и оставить три самых подходящих, посоветоваться с юристом по документам, посмотреть каждое помещение вживую, выбрать и заключить договор.
Читайте также: «Что такое декомпозиция и для чего она нужна»
Назначить ответственных. Важно заранее обсудить проект и его этапы с сотрудниками, договориться о сроках и результатах. Так каждый будет понимать общую цель и знать, чего от него ждут.
Один из действующих продавцов готов к переезду в Новосибирск — курировать запуск, чтобы в дальнейшем стать управляющим. Закупать одежду будет сама Алёна. Кроме того, участвовать в проекте будет штатный юрист, маркетолог, веб-дизайнер, копирайтер и другие специалисты.
Убедиться, что ресурсов достаточно. Когда предприниматель принимает решение о запуске, он считает, во сколько обойдётся проект. Прежде чем составлять план, можно ещё раз соотнести финальные цифры с доступными финансами.
Если ресурсов недостаточно, важно учесть это в календарном плане. Например, продлить сроки, чтобы найти инвесторов и увеличить бюджет. Или передать часть задач на аутсорсинг — это может быть дешевле, чем нанимать человека в штат.
Алёна повторно сопоставила все суммы и поняла, что денег на услуги дизайнера и прораба не хватит, поэтому придётся закупать материалы и делать косметический ремонт своими силами.
Читайте также: «Как составить, оценить и контролировать бюджет проекта»
Выбрать инструмент для календарного плана. Чтобы не искать задачи и информацию по разным файлам и чатам, нужен единый инструмент. Когда в проекте участвуют несколько человек, календарный план удобно вести в Яндекс Трекере. Это сервис для совместной работы и организации процессов в компании. Можно создавать задачи, отслеживать сроки и в любой момент вносить изменения.
Представим, что Алёна решила вместе с командой работать в Трекере. Вот как будет выглядеть календарный план её бизнеса.
Шаг 1. Сначала Алёна создаёт проект «Открытие магазина в Новосибирске».
Шаг 2. Теперь Алёна создаёт задачи для каждого из этапов, которые определила ещё при подготовке. Сразу проставляет дедлайны и исполнителей.
Шаг 3. Чтобы увидеть все задачи, Алёна переходит в проект и открывает вкладку «Список задач». Здесь можно отследить нестыковки и потенциальные сложности, если они есть, — например, перегруженность сотрудника.
Алёна распределила задачи между сотрудниками и поставила сроки. В процессе она заметила, что один сотрудник перегружен: он ищет помещение, договаривается с поставщиками о новой партии одежды и занимается оформлением вывески. Эти задачи разные по содержанию и требуют постоянного переключения внимания, поэтому часть задач лучше переставить на другого человека.
Шаг 4. Алёна переходит во вкладку «Доска задач» — этот инструмент помогает визуализировать, что у команды в работе, что уже сделано, а с чем надо разбираться с нуля. Кроме того, можно понять, сколько времени уже ушло на каждую задачу.
Алёна создала задачи , но три из них уже больше 11 часов находятся в колонке со статусом «Открыто». Это значит, что команда по каким-то причинам не берёт их в работу: сотрудники могли просто не увидеть новую информацию, или они сильно загружены. Алёна смогла оперативно заметить, что срываются сроки, и разобраться, почему это произошло.
Шаг 5. В проекте есть задачи, над которыми будет работать несколько людей. Чтобы разбить одно дело на несколько мелких этапов, Алёна использует чек-лист. Его можно добавить прямо в карточке задачи.
За вывеску магазина отвечает менеджер, но он будет подключать ещё дизайнера и редактора, чтобы подготовить макет и текст. Алёна добавляет чек-лист, чтобы каждый участник видел, за что отвечает.
Шаг 6. Даже у опытных предпринимателей не с первого раза получается заложить реалистичные сроки. Календарный план — это гибкий инструмент, с помощью которого можно вовремя выявить риски, например пересечение задач по времени. Для этого Алёна использует диаграмму Ганта, которая тоже есть в Трекере.
Предпринимательница увидела на диаграмме, что запуск рекламы и заказ одежды стоят слишком рано и пересекаются с поиском помещения. Сначала надо определиться с арендой и только потом завозить товар и приглашать потенциальных клиентов.
Когда календарный план готов, к нему можно добавить дополнительную информацию. Всё зависит от масштаба и сложности задач, но чаще всего используют следующие документы.
Смета. В отдельной таблице считают, сколько денег уйдёт на проект: расходы на ремонт, оборудование, рекламу и оплату труда. Сделать это можно в Яндекс Документах.
Анализ рисков. В этом документе описывают возможные проблемы и то, как их решать и во сколько это может обойтись бизнесу. Обычно продумывают несколько решений для одного риска.
Все документы можно добавить прямо в Трекер — дать на них ссылки в описании проекта или загрузить файлы.
