Бизнес по франшизе: собственное дело по готовой схеме
Рассказываем о варианте открытия бизнеса с минимальными рисками.
Рассказываем о варианте открытия бизнеса с минимальными рисками.
Франшиза — один из самых простых и безопасных способов открыть собственное дело. Он подойдёт даже новичкам без опыта в бизнесе. В статье разберёмся, что такое франшиза, как она работает, в чём её преимущества и недостатки.
Франшиза — покупка эффективной, уже опробованной на практике бизнес-идеи с отлаженными процессами. Это легче и безопаснее, чем строить своё дело с нуля.
К примерам франшиз можно отнести пункты выдачи Ozon, рестораны быстрого питания «Вкусно — и точка», магазины сети «Пятёрочка», аптеки «Планета Здоровья» и медицинские лаборатории «Инвитро». Но это необязательно должны быть крупные известные сети, часто по франшизе открывают небольшие пекарни или салоны красоты. Вот как устроена такая бизнес-модель.
Работа по франшизе. Франчайзер — владелец — даёт франчайзи — предпринимателю — право вести бизнес под своим брендом и по проверенной технологии. Владелец поддерживает предпринимателя: передаёт материалы по брендингу и маркетингу, объясняет, как обучить персонал, помогает выбрать помещение и поставщиков.
Например, заключив договор с сетью «Суши Wok», вы получите не только право на использование их интерьера, готовое меню и брендбук, но и список поставщиков.
Стоимость франшизы. Оплата обычно состоит из двух компонентов — паушального взноса и роялти.
Паушальный взнос — единоразовая плата франчайзеру за право использовать франшизу. Его размер зависит от бизнеса: чем он известнее и крупнее, тем больше взнос.
Роялти — регулярные отчисления франчайзеру, пока действует срок договора франшизы. Выплачиваются за определённый период, например месяц или квартал. Как правило, это фиксированная сумма или процент от выручки.
Маленькие и не самые популярные франшизы могут завлекать начинающих предпринимателей выгодными условиями: отсутствием паушального взноса и даже роялти. Они могут выгодно сосуществовать с франчайзи за счёт реализации их продукции. К примеру, открыть бизнес по продаже лотерейных билетов можно без первоначального взноса и роялти.
Дополнительно к оплате франшизы понадобятся деньги на аренду помещения, зарплату сотрудникам, закупку оборудования и всё остальное, необходимое для запуска бизнеса.
На рынке существуют разные виды франшиз, названия которых могут изменяться от типа бизнеса. Но наиболее часто встречаются следующие три вида.
Товарная. По ней можно реализовывать товар под брендом франчайзера. Владелец производит товары, а франчайзи продаёт их через фирменные магазины. У них единое оформление и ассортимент, а также установленные франчайзером стандарты обслуживания и технологии продаж.
В России товарные франшизы можно встретить в сфере фастфуда («Вкусно — и точка»), магазинах одежды (Forward, Acoola) или торговых сетях (Fix Price).
Производственная. С ней можно производить продукт по технологии франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзи получает технологические инструкции, сырьё, иногда — специальное оборудование в аренду. При этом выпускаемая продукция должна соответствовать стандартам качества, установленным франчайзером.
В России к производственным франшизам можно отнести бизнес по изготовлению тротуарной плитки (PSB Plitka), пельменей («Лепим и Варим») или строительству домов («Строим Дом»).
Сервисная. По этой франшизе можно оказывать услуги под брендом франчайзера. Франчайзи получает скрипты по оказанию услуг, стандарты обслуживания и требования к оформлению помещений. Сервисная франшиза может включать в себя элементы товарной и производственной.
В России по сервисной франшизе работают пункты выдачи заказов (Ozon, Wildberries, СДЭК), сеть футбольных школ «Чемпионика», сервисные центры по ремонту электроники Pedant.ru.
За счёт уже проверенной бизнес-идеи и поддержки от опытного владельца франшиза позволяет начинающему предпринимателю быстрее получить прибыль при меньшем риске. Вместе с тем она диктует франчайзи свои условия и ставит ограничения, которые нельзя игнорировать. Именно поэтому перед покупкой стоит взвесить все за и против.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Страховка от провала. Риск прогореть есть всегда, но при покупке франшизы он ниже. | Высокая стоимость. Чем известнее бренд, тем дороже он стоит. Придётся заплатить паушальный взнос и потом вносить ежемесячные роялти. |
Готовая модель. Вы получаете копию чужого бизнеса, продукция или услуги которого пользуются спросом на рынке. | Контроль и ограничения. Необходимо следовать бизнес-модели франшизы и соблюдать её требования. |
Поддержка франчайзера. Чем выше её уровень, тем меньше рисков для франчайзи. | Зависимость от франчайзера. Если он обанкротится или его репутация испортится, это может отразиться и на вашем бизнесе. |
Когда вы понимаете, в какой отрасли будете работать и где возьмёте деньги на открытие, можно приступать к выбору франшизы.
Есть несколько важных критериев, на которые стоит обратить внимание.
Информация о франчайзере. Изучите историю и репутацию бизнеса — поищите в Сети, не было ли скандалов и негативных инфоповодов с участием бренда. Также почитайте отзывы других франчайзи.
Юридические условия франшизы. Запросите у франчайзера договор, проверьте, всё ли условия понятны и прозрачны. Задавайте вопросы и уточняйте моменты, которые вызывают сомнения.
Проверить надёжность франчайзера можно:
Степень поддержки. Изучите, как франчайзер помогает на старте и сопровождает бизнес после запуска.
Финансовые затраты. Оцените, сколько денег потребуется для начала и когда бизнес начнёт приносить прибыль.
Если вы остановились на нескольких вариантах, их удобно сравнить в таблице. Для этого можно воспользоваться Яндекс Документами. Они сделают сравнение нагляднее и помогут быстро рассчитать все показатели.