Зачем бизнесу кастомизировать свои товары и услуги
Показываем на примерах, как это помогает выделиться среди конкурентов и привлечь аудиторию.
Показываем на примерах, как это помогает выделиться среди конкурентов и привлечь аудиторию.
Представьте: клиенту, который хочет что-то приобрести, не нужно выбирать из готовых вариантов. Вместо этого он сам дорабатывает продукт — будь то кроссовки с необычным дизайном или программа с настройкой функций. Это возможно благодаря кастомизации. В статье рассказываем, какие преимущества она даёт и в каких бизнесах применяется.
Кастомизация — это изменение товара или услуги под индивидуальные предпочтения покупателя. В результате этого процесса массовый продукт превращается в кастомный — это значит уникальный или особенный в своём роде.
Не путайте кастомизацию и персонализацию:
Например, новостные порталы анализируют, какие статьи человек читает чаще, а какие темы пропускает. Затем система автоматически формирует ленту и показывает то, что наверняка заинтересует пользователя.
В соцсетях пользователь самостоятельно настраивает аккаунт: решает, какие уведомления отключить, кому показывать свой контент, а кого заблокировать, какую тему для оформления интерфейса выбрать. Бывают и другие интересные опции — например, возможность установить анимированный аватар или уникальный статус.
Кастомизацию внедряют компании из разных ниш: бренды одежды, автоконцерны, банки, производители техники и другие. Показываем на примерах, что именно они кастомизируют.
Компании предлагают изменить внешний вид продукта: цвет, принт или форму. По желанию покупателя добавляют на изделие надпись или декоративные элементы, например стразы.
Бренды кастомизируют и упаковку: печатают на ней имя, текст, рисунок, фотографию. Так, известный производитель бытовой техники наносит инициалы покупателей на чехол для фена.
Адаптировать содержание — ещё один вариант кастомизации. Клиенты выбирают, какими дополнительными характеристиками будет обладать товар: например, наносят специальное покрытие на стёкла в очках, чтобы сделать их устойчивыми к царапинам. А ещё люди сами решают, что включить в комплектацию автомобиля или состав блюда.
Компании дают возможность изменить наполнение услуги под конкретные потребности клиента. Так люди добавляют нужные опции или отключают те, что бесполезны для них.
Разработчики разрешают менять интерфейс цифрового сервиса или мобильного приложения: выбирать кастомный дизайн фона и иконок, адаптировать под себя панель инструментов.
Пользователю также удобно, если у программы гибкий функционал. В таком случае он сам выбирает, какие опции нужны для комфортной работы.
Например, в Яндекс Почте можно настроить под себя и интерфейс, и функции сервиса:
Подробнее о возможностях Почты читайте в статье: От выбора дизайна до настроек безопасности: как настроить Яндекс Почту
Кастомизированный подход даёт брендам серьёзные конкурентные преимущества.
Расширить целевую аудиторию. У каждого покупателя есть свои представления об идеальном продукте — сумке, трекере задач или спа-программе. Через кастомизацию компании «собирают» уникальный товар или услугу, чтобы соответствовать предпочтениям конкретного человека. Тогда люди будут чаще делать выбор в пользу бренда.
Если кондитерская кастомизирует торты, клиенты смогут добавить на них личную надпись или рисунок. За счёт этого компания расширит аудиторию: десерты начнут заказывать как на день рождения, так и на годовщину, 8 Марта или по другим поводам.
Выделиться на фоне конкурентов. На рынке, где много игроков, тяжело отличиться. Кастомизация — один из способов привлечь внимание к своему товару или услуге.
У бренда сумок есть услуга кастомизации: покупатели наносят любую надпись методом лазерной гравировки. В такое изделие закладывается дополнительная ценность — оно становится эксклюзивным аксессуаром или памятным подарком.
Повысить лояльность и удержать клиентов. Индивидуальный подход — это про важность каждого покупателя. Когда человек чувствует, что продукт подстраивается под него, то дольше остаётся приверженцем бренда.
Кастом продуктов вовлекает людей в коллаборацию, которая дарит радость от создания чего-то нового. А изменение сервиса под себя улучшает UX-опыт: снижается визуальный шум и пропадают повторяющиеся действия.
Фильтрация контента в Почте помогает навести порядок в ящике, отсеять лишние коммуникации. А если пользователь подключает Нейрофильтр с YandexGPT, который оценивает письма и собирает важные в отдельном блоке, то работа со входящими становится ещё проще.
Получить ещё один источник дохода. Кастомизацию предлагают в качестве дополнительной услуги или премиум-функции — с платным доступом для клиента. А вырученные деньги идут, например, на развитие бизнеса.
В мессенджерах платные опции дают попробовать что-то новое: уникальные темы оформления, специальные эмодзи или расширенные функции администрирования.
Не каждой компании нужна кастомизация. Прежде чем запустить её, оцените спрос на продукт и финансовые возможности бизнеса.
Кастом не подходит организациям, которые выпускают товары массового спроса с низкой маржинальностью и высокими расходами на производство. В этом случае процесс доработки будет экономически невыгодным.
Локальная пекарня производит свежий чёрный и белый хлеб. Если менять продукт под запрос каждого клиента — например, добавлять семена или отруби, — у компании появятся новые расходы. Но в этом случае кастомизация не повлияет положительно на продажи и прибыль: рост цены максимум покроет увеличившиеся издержки, а хлеб продолжат покупать только жители соседних домов.
Кастомизация — это дополнительные затраты для бизнеса. Изменение цифровых продуктов, как правило, проще организовать: оно связано с доработками интерфейса и изменением кода. А чтобы кастомизировать физические товары, нужно потратить деньги на закупку расходников и оборудования, оплатить труд работников на производстве. Если у компании нет лишних финансов, от идеи кастомизации стоит на время отказаться.