Сотрудник на удалёнке плохо работает? Возможно, он выгорел. Обратите внимание на эти 5 признаков
На удалёнке границы между работой и отдыхом размываются, поэтому выгорание случается чаще
На удалёнке границы между работой и отдыхом размываются, поэтому выгорание случается чаще
Человек перестаёт справляться с задачами, а руководителю сложно оценить состояние сотрудника, не видя его вживую. Кажется, что он просто не хочет работать.
На самом деле выгорание — это диагноз, признанный ВОЗ. Человек, страдающий от него, не увольняется, но начинает работать менее усердно, чем раньше. У этого явления даже появилось название — «тихий уход». «Ушедший» сотрудник выполняет необходимый минимум обязанностей, но не вкладывается в проекты эмоционально и не стремится к достижениям.
По каким признакам отличить выгорание от лени и как помочь сотруднику вернуть работоспособность? Рассказывает Андрей Клят, менеджер с 14-летним опытом управления удалёнными командами и сооснователь стартапа SMHR в сфере стратегического менеджмента и HR.
Но нельзя всегда полагаться на случайность. В большинстве случаев нужно обращать внимание на следующие признаки.
Первый звоночек — когда сотрудник закрывает задачи или пишет письма ночью. Постоянные переработки быстро приводят к выгоранию. Сложнее всего с сотрудником-трудоголиком. Он продолжает работать, пока не упадёт без сил. Рациональные доводы не помогают: если сказать ему, что он не справляется, человек будет работать ещё больше.
Ксении, сотруднице в одном из моих проектов, приходилось работать допоздна, чтобы закрывать дела в срок. Она и не думала просить о помощи. Я заметил, что письма от неё приходят в три часа ночи, и понял, что дело идёт к выгоранию. Тогда мы с коллегой придумали хитрость. Сказали, что заказчик попросил ускориться, и коллега взяла на себя часть задач по проекту.
Потом мы стали внимательнее относиться к загрузке Ксении: чередовали сложные проекты с простыми, старались давать ей задачи без жёстких дедлайнов.
Как заметить: обращать внимание на время отправки сообщений, истории изменений документов, время комментариев в CRM-системе или планировщике задач команды. Ещё сигналом могут стать ситуации, когда сотрудник долго отвечает по утрам в чатах или приходит на созвоны уставший и сонный.
Как-то я временно перевёл маркетолога в филиал, чтобы помочь пройти авральный период. Он ходил на созвоны, чтобы погрузиться в работу. Но в филиале сотрудники устали настолько, что заподозрили в нём шпиона. В чатах они обсуждали, что грядут увольнения, а маркетолог собирает информацию, кого уволить. И конечно, провоцировали конфликты, пытаясь «выжить» его.
Тогда мы с HR-специалистом собрали всех на онлайн-презентации и объяснили, что новый маркетолог тут временно, только чтобы помочь коллегам. Ситуация выровнялась, а когда аврал прошёл, мы вернулись к сотрудникам филиала и проработали их ситуации.
Как заметить: смотреть, быстро ли сотрудник отвечает в чатах и берёт задачи в работу. Отмечать даже небольшое недовольство — это видно по стилю переписки. Например, раньше сотрудник ставил смайлы, а сейчас перестал. Или начал писать рублеными фразами вместо обычных проявлений вежливости. Он раздражается из-за мелких проблем и с трудом терпит общие созвоны. На последней стадии выгорания открыто огрызается.
В одной компании был опытный руководитель Илья. Он жил в Молдавии, а головной офис находился в Москве. Директор не знал, что Илья перерабатывает, и отдал ему небольшой, но рентабельный проект за премию. Илья постоянно откладывал его старт, пытаясь закрыть текущие задачи. Закончилось тем, что топовый специалист выгорел: он отказался от премии и завалил два старых проекта, потому что на него взвалили слишком много задач. Чтобы его разгрузить, нам пришлось срочно нанимать и обучать новых сотрудников.
Как заметить: систематически оценивать списки задач в планировщиках и смотреть не только на финальные дедлайны, но и на переносы сроков внутри проекта. Особое внимание нужно обращать на новичков — они часто ничего не спрашивают, потому что боятся показаться глупыми. В итоге ошибаются или долго делают простую задачу. Из-за этого начинают стрессовать, ещё не начав толком работать.
Кажется, что при удалённой работе все находятся в изоляции. На самом деле это не так: люди становятся ближе друг к другу, чем в офисе. Они могут поговорить по душам на созвоне или в личной переписке.
Как заметить: на выгоревшего сотрудника коллеги могут пожаловаться открыто — «Настя устала, у неё, кажется, проблемы. Я с ней разговаривал — обещала, что больше не будет такого, но ничего не меняется». А могут перебрасываться слухами в разных чатах — на них тоже нужно обращать внимание.
Многие люди не ходят в отпуск годами, особенно если периодически меняют место работы. Поэтому нужно смотреть не только на то, сколько человек не отдыхал, пока работает у вас, но и как давно не ходил в отпуск вообще.
Как заметить: у новых сотрудников можно спрашивать об этом ещё на собеседовании. А у тех, кто уже работает, — аккуратно выяснять в процессе разговора на отвлечённые темы.